Программа воспитания МАОУ СОШ № 18

Содержание
Пояснительная записка

3

1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса

5

2. Цель и задачи воспитания

7

3. Виды, формы и содержание деятельности

13

3.1. Инвариантные модули

14

3.1.1. Модуль «Классное руководство»

14

3.1.2. Модуль «Школьный урок»

16

3.1.3. Модуль «Работа с родителями»

18

3.1.4. Модуль «Профориентация»

19

3.2. Вариативные модули

21

3.2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

21

3.2.2. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

23

3.2.3. Модуль «Детские общественные объединения»

24

3.2.4. Модуль «Безопасность жизнедеятельности».

25

4. Основные направления самоанализа воспитательной работы

27

2

Пояснительная записка
Данная Программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В Программе
отражены методы и приемы, с помощью которых педагогический коллектив,
специалисты
реализовывать

(педагог-психолог,
воспитательный

социальный
потенциал

их

педагог

и

совместной

др.)

будут

с

детьми

деятельности и тем самым делать школу воспитывающей организацией.
В центре Программы воспитания в соответствии с ФГОС общего
образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у
них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним
из результатов реализации программы является приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить
достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС:
формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность
обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное
участие в социально-значимой деятельности.
Программа воспитания МАОУ «ООШ № 18» включает в себя четыре
основных раздела:
- Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»,
в котором кратко описана специфика деятельности МАОУ «ООШ № 18» в
сфере воспитания.
- Раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых
общественных ценностей сформулирована цель воспитания и задачи,
которые МАОУ «ООШ № 18» ставит перед собой для достижения цели.
- Раздел «Виды, формы и содержание деятельности» отражает, каким
образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач
воспитания. Данный раздел состоит из инвариантных модулей, каждый из
3

которых ориентирован на одну из поставленных задач воспитания и
соответствует одному из направлений воспитательной работы школы.
Инвариантными модулями здесь являются: «Классное руководство»,
«Школьный
Вариативными

урок»,
–

«Работа
«Ключевые

с

родителями»,

общешкольные

«Профориентация».
дела»,

«Организация

предметно-эстетической среды», «Детские общественные объединения»,
«Безопасность жизнедеятельности».
- Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы»
показывает, каким образом в МАОУ «ООШ № 18» осуществляется
самоанализ организуемой в ней воспитательной работы.

4

1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса.
МАОУ

«ООШ

№

18»

находится

в

ГО

Краснотурьинск,

п.

Чернореченск. Право детей на образование реализуется на следующих
ступенях: начальное, основное.
Социальный

паспорт

обучающихся

представлен

следующими

категориями: малообеспеченные, многодетные семьи; дети, находящиеся под
опекой; дети, находящиеся в социально-опасном положении (состоящие на
ВШУ).
Процесс воспитания в МАОУ «ООШ № 18» основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
• неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения

конфиденциальности

информации

о

ребенке

и

семье,

приоритета

безопасности ребенка при нахождении в образовательной

организации;
• ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой
невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
• реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов
яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и
• доверительными отношениями друг к другу;
• организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
• системность, целесообразность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в МАОУ «ООШ № 18» являются
следующие:
•

стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются

ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
5

•

важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых

для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является
коллективная

разработка,

коллективное

планирование,

коллективное

проведение и коллективный анализ их результатов;
•

в МАОУ «ООШ № 18» создаются такие условия, при которых по мере

взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от
пассивного наблюдателя до организатора);
•

в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность

между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
•

педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в

рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
•

ключевой

фигурой

воспитания

в

школе

является

классный

руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно
развивающую,

организационную,

конфликтов) функции.

6

посредническую

(в

разрешении

2. Цель и задачи воспитания.
Современный

национальный

высоконравственный,
принимающий

судьбу

воспитательный

творческий,

компетентный

Отечества

как

свою

идеал

гражданин
личную,

—

это

России,

осознающий

ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество,
природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) общей целью воспитания
в МАОУ «ООШ № 18» является личностное развитие школьников,
проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то
есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то
есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение
позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно
сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого
ребенка

по

своему

саморазвитию.

Их

сотрудничество,

партнерские

отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных
уровнях общего образования:
7

1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых
знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они
живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей
младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем
новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться
соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и
принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в
школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции
поведения школьника.
Знание их станет базой для развития социально значимых отношений
школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых
дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее
важным из них относятся следующие:
•

быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом

(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших
членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая
старшим;
•

быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час»

как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до
конца;
•

знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,

село, свою страну;
•

беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в

классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности,
о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы;
не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
8

•

проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать

спорные вопросы, не прибегая к силе;
•

стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить

знания;
•

быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

•

соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ

жизни;
•

уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;

стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
•

быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть

в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять

инициативу,

отстаивать

своё

мнение

и

действовать

самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий
для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего,
ценностных отношений:
•

к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

•

к труду как основному способу достижения жизненного благополучия

человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
9

•

к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в

котором

человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая

завещана ему предками и которую нужно оберегать;
•

к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее

существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
•

к миру как главному принципу человеческого общежития, условию

крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем
и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
•

к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее

человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
•

к культуре как духовному богатству общества и важному условию

ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
•

к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его

хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
•

к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как

равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
•

к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и

самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен
для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение

данного

приоритета

в

воспитании

школьников,

обучающихся на ступени основного общего образования, связано с
особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить
себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В
10

этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их
собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций.
Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально
значимых отношений школьников.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение
поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные
навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире
человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с
окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного
социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных
жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в
сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет
способствовать решение следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых
дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации,
проведения и анализа в школьном сообществе;
2)

реализовывать

потенциал

классного

руководства

в

воспитании

школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции и иные объединения, работающие
по школьным программам внеурочной деятельности дополнительного
образования, реализовывать их воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление на уровне
классных сообществ;
11

6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
7) организовывать для школьников экскурсии, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;
8) организовывать профориентационную работу со школьниками;
9) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
школьников.

12

3. Виды, формы и содержание деятельности.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из
них

представлено

в

соответствующем

модуле.

В

рамках

решения

воспитательных задач МАОУ «ООШ № 18» активно на протяжении многих
лет сотрудничает с социальными партнерами:
МАУ ДО «Станция юных натуралистов»,
МБУК «Краснотурьинский краеведческий музей»,
МАУ ДО «ЦДТ», Краснотурьинск,
МБУК ГО Краснотурьинск «Централизованная библиотечная система»,
АНО ВПСЦ «Разведчик»,
ГАПОУ СО «Краснотурьинский Политехникум»,
ГАОУ СПО СО «Краснотурьинский индустриальный колледж»,
ГКУ «Краснотурьинский ЦЗ».

13

3.1. Инвариантные модули.
3.1.1. Модуль «классное руководство».
Осуществляя работу с классом, педагог, осуществляющий функции
классного

руководителя,

организует

работу

с

коллективом

класса;

индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с
учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся
ли их законными представителями:
Работа с классным коллективом:
•

инициирование и поддержка участия класса в общешкольных

ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке,
проведении и анализе;
•

организация интересных и полезных для личностного развития

ребенка;
•

совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной,

рудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой,
профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, –
вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
•

проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного

общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного
отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого
ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и
принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды
для общения.
•

сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и

командообразование;

походы

и

экскурсии,

организуемые

классными

руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей,
включающие

в

себя

подготовленные
14

ученическими

микрогруппами

поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные
внутриклассные дела, дающие каждому школьнику возможность рефлексии
собственного участия в жизни класса;
•

выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих

детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в
школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
•

изучение особенностей личностного развития учащихся класса через

наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах
по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения
сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями
школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при
необходимости) – со школьным психолого;
•

поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем

(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор
профессии, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется
классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно
стараются решить;
•

индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на

составление ими траектории деятельности: в начале каждого года планируют
их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
•

коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его

родителями или законными представителями, с другими учащимися класса;
через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения;
через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в
классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
15

•

регулярные

консультации

классного

руководителя

с

учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений
и

требований

педагогов

по

ключевым

вопросам

воспитания,

на

предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
•

проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных

проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
•

привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для

объединения усилий в деле обучения и воспитания детей;
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
•

регулярное информирование родителей о школьных успехах и

проблемах их детей, о жизни класса в целом;
•

помощь родителям школьников или их законным представителям в

регулировании

отношений

между

ними,

администрацией

школы

и

учителямипредметниками;
•

организация

родительских

собраний,

происходящих

в

режиме

обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
•

создание и организация работы родительских комитетов классов,

участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их детей;
•

привлечение членов семей школьников к организации и проведению

дел класса, направленных на сплочение семьи и школы.
3.1.2. Модуль «Школьный урок».
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
•

установление доверительных отношений между учителем и его

учениками,

способствующих

позитивному

восприятию

учащимися

требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
16

•

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы

поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
•

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых

на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
•

использование воспитательных возможностей содержания учебного

предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
•

соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных

ситуаций для обсуждения в классе;
•

применение на уроке

интеллектуальных

игр,

интерактивных форм работы учащихся:

стимулирующих

познавательную

мотивацию

школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
•

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать

мотивацию

детей

межличностных

к

получению

отношений

в

знаний,

налаживанию

классе,

помогают

позитивных
установлению

доброжелательной атмосферы во время урока;
•

инициирование

и

поддержка

исследовательской

деятельности

школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык

самостоятельного

решения

теоретической

проблемы,

навык

генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
17

навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
3.1.3. Модуль «Работа с родителями».
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном
вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
•

Общешкольный родительский комитет, участвующие в управлении

образовательной

организацией

и

решении

вопросов

воспитания

и

социализации их детей;
•

родительские дни, во время которых родители могут посещать

школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе
учебно-воспитательного процесса в школе;
•

общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме

обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
•

семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные

рекомендации

и

советы

от

профессиональных

психологов,

врачей,

социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и
находками в деле воспитания детей;
•

консультации педагогов.

На индивидуальном уровне:
•

работа специалистов по запросу родителей для решения острых

конфликтных ситуаций;
•

участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в

случае

возникновения

острых

проблем,

связанных

воспитанием конкретного ребенка (Совет профилактики);
18

с

обучением

и

•

помощь

со

стороны

общешкольных

родителей

и

в

подготовке

и

внутриклассных

проведении
мероприятий

воспитательнойнаправленности;
•

индивидуальное

консультирование

c

целью

координации

воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей).
3.1.4. Модуль «Профориентация»
(уровень образования – основное общее образование).
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация»
школьников;

включает

диагностику

в
и

себя

профессиональное

консультирование

по

просвещение
проблемам

профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая

профориентационно

значимые

проблемные

ситуации,

формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное

самоопределение,

позитивный

взгляд

на

труд

в

постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но
и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа
осуществляется через:
•

учебный курс «Карьера», направленный на подготовку школьника к

осознанному планированию и

реализации своего профессионального

будущего;
•

профориентационные игры: симуляции, деловые игры, расширяющие

знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам
профессиональной деятельности;
•

экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные

представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
19

•

посещение

профориентационных

выставок,

ярмарок

профессий,

тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей,
дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
•

совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных

выбору

профессий,

прохождение

профориентационного

онлайн-

тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и
направлениям образования;
•

участие в работе всероссийских профориентационных проектов,

созданных

в

сети

интернет:

просмотр

лекций,

решение

учебно-

тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых
уроков;
•

индивидуальные консультации психолога для школьников и их

родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в
процессе выбора ими профессии;
•

сотрудничество с «Краснотурьинским центром занятости» в вопросах

профориентации выпускников.

20

3.2. Вариативные модули.
3.2.1. Модуль «ключевые общешкольные дела».
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в
которых принимает участие большая часть школьников и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно
педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в
школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых
для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и
взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в
ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел
в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания,
сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в МАОУ «ООШ № 18» используются следующие формы
работы:
На внешкольном уровне:
•

социальные

школьниками

и

проекты

–

педагогами

ежегодные
комплексы

совместно
дел,

реализуемые

ориентированные

на

преобразование окружающего школу социума.
•

проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с

семьями учащихся спортивные состязания и праздники, представления,
которые

открывают

возможности

для

творческой

самореализации

школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих.
• участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным
и международным событиям (согласно плану воспитательной работы)
На школьном уровне:
•

разновозрастные сборы – День здоровья, День туриста.

•

общешкольные

праздники

–

ежегодно

проводимые

творческие

(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со
21

значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых
участвуют все классы школы.
•

торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся

на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими
новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность
детей: Посвящение в первоклассники, Последний звонок.
•

церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за

активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это
способствует

поощрению

социальной

позитивных

межличностных

активности

отношений

между

детей,

развитию

педагогами

и

воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
Проводятся в конце каждой учебной четверти и в конце учебного года. На
уровне классов:
•

участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;

•

проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных

ключевых дел.
На индивидуальном уровне:
•

вовлечение по возможности каждого ребенка ( в том «группы риска») в

ключевые дела школы в одной из возможных и посильных для них ролей;
•

индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении

навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
•

наблюдение

за

поведением

ребенка

в

ситуациях

подготовки,

проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
•

при необходимости коррекция поведения ребенка через частные

беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми,
которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение

22

взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или
иной фрагмент общей работы.
3.2.2. Модуль «Организация предметно-эстетической среды».
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического

комфорта,

поднимает

настроение,

предупреждает

стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком
школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие
формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
•

оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров,

рекреаций, залов, и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может
служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников
на учебные и внеучебные занятия;
•

размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:

творческих

работ

школьников,

позволяющих

им

реализовать

свой

творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин
определенного

художественного

стиля,

знакомящего

школьников

с

разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных
событиях,

происходящих

в

школе

(проведенных

ключевых

делах,

интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
•

озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, спортивных и

игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных
возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих
разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого
отдыха;
•

благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными

руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее
23

учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее
повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
•

событийный

дизайн

–

оформление

пространства

проведения

конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных
линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
•

акцентирование

внимания

школьников

посредством

элементов

предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных
для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
3.2.3. Модуль «Детские общественные объединения».
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное
по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности
интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного
объединения.
Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от
20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5).
В МАОУ «ООШ № 18» это объединения «Юные инспектора
движения», «Дружина юных пожарных», «РДШ».
Воспитание в детских общественных объединениях осуществляется:
•

утверждение и последовательную реализацию в детском общественном

объединении демократических процедур (выборы командира, распределение
обязанностей и др.), дающих ребенку возможность получить социально
значимый опыт гражданского поведения;
•

организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность

получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом;
развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать,
умение общаться, слушать и слышать других. Посильная помощь,
оказываемая

школьниками

пожилым
24

людям;

совместная

работа

с

учреждениями социальной сферы (проведение совместных акций, культурнопросветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих
учреждений.); участие школьников в работе на прилегающей к школе
территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками,
благоустройство клумб;
•

поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,

формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется
посредством введения особой символики детского объединения, проведения
ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, освещение
деятельности объединения школьным медиа-центром);
•

участие членов детского общественного объединения в волонтерских

акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в
целом.
3.2.4. Модуль «Безопасность жизнедеятельности»
(пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная
безопасность, профилактика экстремизма и терроризма, профилактика
распространения инфекционных заболеваний»).
Модуль «Безопасность жизнедеятельности» реализуется через систему
классных часов, общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы. В
рамках данного модуля разработаны учебные программы и планы работы
(«Программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»,
«Программа обучения правилам пожарной безопасности», «Информационная
безопасность»), представленный в и индивидуальных планах воспитательной
работы на уровне образовательной организации.
В МАОУ «ООШ № 18» используются следующие формы работы:
• классные часы, интерактивные игры для формирования толерантного
отношения друг к другу, умения дружить, ценить дружбу;
25

• интерактивные беседы для формирования у обучающихся культуры
общения (коммуникативные умения), формирование умение высказывать
свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае
ошибки;
На индивидуальном уровне:
•

консультации, тренинги, беседы, диагностику;

•

выявление факторов, оказывающих отрицательное воздействие на

развитие личности и способствующие совершению им правонарушений (в
том числе Социально-Психологическое Тестирование);
•

помощь в личностном росте, помощь в формировании адекватной

самооценки,

развитие

познавательной

и

нравственно-эстетической

и

патриотической культуры, в формировании навыков самопознания, развитии
коммуникативных и поведенческих навыков, навыков саморегуляции и др.
•

социально-психологические мониторинги с целью раннего выявления

проблем;
•

оказание помощи в профессиональном самоопределении.
Формирование опыта безопасного поведения — важнейшая сторона

воспитания ребенка. Сегодня слабая подготовка младших школьников в
вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной
безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами
здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной
несчастных случаев и гибели детей.
Процесс формирования опыта безопасного поведения у младших
школьников является важным этапом в развитии ребенка. Осуществление же
данного процесса воспитания будет более продуктивным при включении
учеников младшего звена в разнообразные формы внеклассной и учебной
деятельности.

26

4. Основные направления самоанализа воспитательной работы.
Самоанализ

организуемой

в

школе

воспитательной

работы

осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с
целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего
их

решения.

Самоанализ

осуществляется

ежегодно

силами

самой

образовательной организации с привлечением (при необходимости и по
самостоятельному решению администрации образовательной организации)
внешних экспертов.
Основными

принципами,

на

основе

которых

осуществляется

самоанализвоспитательной работы в школе, являются:
•

принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,

ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
•

принцип

приоритета

анализа

сущностных

сторон

воспитания,

ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
•

принцип

ориентирующий

развивающего
экспертов

характера

на

осуществляемого

использование

его

анализа,

результатов

для

совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
•

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного

развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие школьников – это результат как социального
воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными

направлениями

анализа

организуемого

воспитательного процесса могут быть следующие.
27

в

школе

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика

личностного

Осуществляется
заместителем

анализ

развития
классными

директора по

школьников

каждого

руководителями

воспитательной

класса.

совместно

работе с

с

последующим

обсуждением его результатов на заседании методического объединения
классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом
социализации

получения
и

информации

саморазвития

о

школьников

результатах
является

воспитания,

педагогическое

наблюдение и анкетирование.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников
удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не
удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее
предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной
работе, классными руководителями и родителями, хорошо знакомыми с
деятельностью школы, активными старшеклассниками.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со
школьниками и их родителями, педагогами, представителями ученической
общественности, при необходимости – их анкетирование. Полученные
результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных
руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
28

• качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
• качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
• качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
• качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных
уроков;
• качеством существующего в школе ученического самоуправления;
• качеством функционирующих на базе школы детских общественных
объединений;
• качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
• качеством профориентационной работы школы;
• качеством организации предметно-эстетической среды школы;
• качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень

выявленных

проблем,

над

педагогическому коллективу.

29

которыми

предстоит

работать


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».